Северодонецк – город юный, в этом году ему исполняется только 86 лет. Для истории - это очень мало. И, тем не менее, он имеет свое неповторимое лицо, в создании которого участвовало много интересных людей.
О некоторых из них мы уже упоминали в наших предыдущих статьях:
Озеро Чистое: интересные факты о городском водоеме
История улиц Северодонецка. Часть 1
История улиц Северодонецка. Часть 2
Один из таких людей - выдающийся скульптор Валентин Ильич Пухальский.
Кто же такой Валентин Пухальский?
Родился Валентин Ильич Пухальский ещё в позапрошлом веке - 12 августа 1887 года на Берестово-Богодуховском руднике около Юзовки в семье горного инженера. Был старшим из троих братьев и двух сестёр, поэтому, по действующему в то время закону, призыву в армию не подлежал. Родословная его восходила к последнему гетману Украины Кириллу Разумовскому.
Пухальский окончил Изюмское реальное училище. Ещё в школе прекрасно рисовал, но не придавал этому особого значения. Очень любил читать классиков: Чехова, Достоевского, Толстого. Смерть Льва Толстого его так потрясла, что вызвала порыв творчества. Валентин Ильич слепил свою первую скульптуру - бюст выдающегося писателя. Это потрясение и привело талантливого молодого человека в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Во время учёбы Пухальский проявил себя настолько талантливым автором, что его дипломная работа была удостоена Государственной премии.
После академии работал в Харькове в медицинском институте у известного профессора Воробьёва, бальзамировавшего Владимира Ленина, в мастерской наглядных пособий. В 1938 г. под руководством Пухальского при Харьковском медицинском институте был создан знаменитый анатомический музей, экспонатами которого студенты пользуются до сих пор.
В 1914 г., к 100-летию со дня рождения Тараса Шевченко, Валентин Ильич вылепил Катерину с ребёнком. На конкурсе эта полутораметровая скульптура заняла первое место, а ее автор получил Государственную премию - 1000 рублей.
После войны «Катерина» была выставлена в Киевском музее Шевченко как скульптура неизвестного автора. В середине 60-х годов, будучи по делам в Киеве, скульптор восстановил своё авторство. Ещё одна его работа, выполненная в Харькове в 1915 г., «Григорий Сковорода» исчезла, и местонахождение её до сих пор неизвестно.
В 1930 г. Валентин Ильич перешёл работать в мастерскую наглядных пособий Сталинского (Донецкого) индустриального института. Здесь он создал скульптуру шахтёра с отбойным молотком. Тема человека труда была близка ему с детства, ведь его отец - горный инженер. В это же время скульптор делает целый ряд небольших по размерам скульптур рабочих-шахтёров старого Донбасса, которые позже подарил Лисичанскому музею. Скульптуры «Саночник», «Забойщик», «Коногон», «Грузчик» дают возможность увидеть, как раньше работали шахтёры, и этим сразу привлекают внимание посетителей музея.
Валентин Ильич принимал участие в восстановлении Варшавы, после чего был несправедливо репрессирован. Трудился на шахтах Донбасса. После войны работал скульптором у главного архитектора Донецка. В 1946 г. его пригласил на работу директор Донецкого архитектурного художественного ремесленного училища № 26 (АХРУ).
Ученики Валентина Ильича оформляли Дворец науки и культуры в Варшаве и Московский государственный университет на Ленинских горах. А сам он активно участвовал в создании училища, работал преподавателем и мастером по лепке. Зарплату ему платили 25 руб. в час. Это в то время, как обычный преподаватель получал только 5 руб. в час. Вот так высоко ценили работу скульптора, которого руководитель строительного треста «Лисхимпромстрой» Петр Новиков пригласил работать в Лисхимстрой (нынешний Северодонецк)
Город и скульптор нашли друг друга
А тем временем Лисхимстрой рос. Строился химкомбинат, строился и посёлок. Сначала - бараки со стенами из хвороста и камыша, обмазанными глиной. Чуть позже - двухэтажные коробки домов с рядами окошек, без каких-либо украшений и «архитектурных излишеств». Это не очень соответствовало творческому подъёму строителей посёлка и планам руководителя строительного треста Петра Новикова. Маленький посёлок должен был стать большим красивым городом.
В Лисхимстрой Пухальский приехал не один, он привёз с собой выпускников практически всех отделений училища: скульпторов, художников, краснодеревщиков, специалистов с архитектурным уклоном. На территории силикатного завода в 1950 г. приехавших ждала мастерская, из которой и вышли все «архитектурные излишества» Северодонецка. Работники этой мастерской под руководством талантливого скульптора украсили лепниной весь комплекс нынешнего областного театра (бывшего клуба СЗС – Северодонецкого завода стеклопластиков), фасады домов, строившихся в то время. Это и шишки, венчающие здания, и отделка пилястр, и карнизы, и фонтаны со скульптурными украшениями. Многие скульптуры для парка того времени, а также пионеры, футболист возле стадиона, бюсты героев войны, наконец, классическая «Девушка с веслом» тоже были сделаны здесь.
Первый официальный бюст Ленина, установленный на перекрёстке ул. Ленина и ул. Первомайской, выполнен руками Валентина Ильича Пухальского. Именно на этом месте проходили первые праздничные митинги, хотя здесь даже не было площади. Этот «пятачок» стал также мостом встречи друзей и свиданий влюблённых.
Работы Валентина Ильича органично вписались в жизнь Лисхимстроя. Даже в новогодние подарки для детей посёлка порой входили скульптурки Деда Мороза и Снегурочки из гипса.
Скромный творец
Скульптор Пухальский был скромным человеком, влюблённым в свою работу. Когда он приехал с женой и зятем в Лисхимстрой поработать (дочь Светлана оставалась учиться в Донецком мединституте), руководство посёлка предложило ему занять любую из квартир в доме № 28 по нынешнему бульвару Дружбы Народов ( тогда улица Ленина) Валентин Ильич сказал, что приехал ненадолго, поэтому его вполне устроит двухкомнатная квартира. В ней он и прожил всю оставшуюся жизнь. Надо сказать, что в Донецке у него тогда оставался собственный дом и дом родителей.
После медицинского института дочь планировала работать в городской поликлинике Северодонецка. Валентин Ильич в качестве подарка Светлане по случаю окончания вуза сделал на фасаде городской поликлиники барельефы выдающихся медиков: Мечникова И. И., Пирогова Н.И., Павлова И.П. и Сеченова И.М.
Пророчество
Постепенно в 50-х годах начал вырисовываться архитектурный портрет нашего города. В 1953 году с вводом в эксплуатацию клуба химиков (теперь здание областного театра), сооружением фонтана и сквера возле него возник первый оригинальный архитектурный уголок города. Именно это место было определено под центр поселка его первоначальным довоенным генеральным планом.
А вот мечту о театре лелеяли еще основатели Северодонецка – Илья Барский и Петр Новиков. В 1947 году, на тот момент уже заместитель начальника Главка азотной промышленности Барский выдал рекомендации на разработку проектной документации клуба-театра для поселка Лисхимстрой. В 1948 году началось его строительство. Не дождавшись окончания строительных работ, переулок, расположенный возле будущего клуба, назвали Театральным. На открытии только что построенного кинотеатра (а именно под таким названием, сдавался тогда клуб химиков) управляющий трестом «Лисхимпромстрой» Петр Новиков произнес пророческие слова: «В будущем этот клуб станет театром , и переулок полностью оправдает свое название».
Несмотря на типичный проект, Новиков вместе со строителями постарались придать зданию будущего театра индивидуальность. Его художественным оформлением занимался Пухальский. Труд заслуженного художника полностью оправдал возложенные надежды, о чем свидетельствует факт: в 1992 году, согласно решению облисполкома, в списке памятников архитектуры местного значения под охранным номером 140180 стал числиться клуб объединения «Стеклопластик».
А слова Новикова действительно стали пророческими. В новый клуб была приглашена актерская труппа во главе с московским режиссером Ивановым. Драматическое искусство делало первые уверенные шаги на своем творческом пути.
Прошло почти сорок лет, и в здании теперь уже бывшего клуба Северодонецкого завода стеклопластиков вновь забурлил водоворот театральной жизни. В Северодонецке возрождался Театр. Театр, о котором со временем заговорят далеко за пределами провинциального донбасского городка. На реконструкцию этого культурного учреждения в конце 2006 года из государственного и частично городского бюджетов были выделены средства порядка 600 тыс. гривен.
С именем Валентина Ильича Пухальского тесно связано архитектурное оформление входа в городской парк культуры, всей Площади около ДК Химиков. Последняя строилась и оформлялась уже как единый городской ансамбль, в котором учитывались все архитектурные детали: угловые дома, только что возведенный дом общественных организаций, будущий Дворец культуры химиков.
Влюблен по собственному желанию
Приехав в Лисхимстрой, Пухальский работал и в регионе, и по области. Оформлял кинотеатр им. Сосюры и Горный техникум в Лисичанске. Выполнил ряд скульптур для шахтёрского клуба в Золотом. Работы мастера можно встретить по всему Донбассу. В Лисхимстрое он также создал ряд фигур рабочих-строителей. Это «Плотник-строитель». «Строитель с «козой», «Каменщик», с характерными для того времени инструментами. Если инструмент плотника всем знаком и сейчас, то такой грузоподъёмник, как «коза», уже мало кому известен. А ведь во времена отсутствия подъёмных кранов и наружных лифтов-подъёмников «коза» - этот деревянный «рюкзак» - была единственным средством доставки строительных материалов на верхние этажи.
В свободное от лепки время Валентин Ильич Пухальский писал маслом, копировал известные картины. Очень много читал, даже в последние дни жизни перечитывал Чехова. Интересовался буквально всем и мог ответить на любой вопрос. Обладал удивительной памятью.И был бесконечно влюблён в свою профессию и этой любовью заражал окружающих.
Когда Пухальский вышел на пенсию, ему при мастерской выделили комнату, где он продолжал творить. Любимую работу талантливый скульптор не оставлял до конца своей жизни.
Валентин Пухальский был убежденным вегетарианцем. С большой любовью относился ко всему живому. Жена, Александра Николаевна, готовившая ему отдельно разнообразные вегетарианские блюда, – была его любовью и музой. Возможно поэтому в любых ситуациях Валентин Ильич сохранял спокойствие и оставался уравновешенным.
Умер Валентин Ильич Пухальский – тогда один из старейших членов Союза художников СССР – 14 января 1981 г. на 94-м году жизни.
25 мая 2012 г. в Северодонецке на доме, где жил скульптор, состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Валентина Пухальского.
Представляем вам малый список объектов нашего региона, в архитектурном оформлении которых принимал участие Валентин Пухальский)
Музыкальная школа № 1 (г.Северодонецк) – барельеф на фронтоне;
ДК им. В. Сосюры (г.Лисичанск) – лепнина;
Поликлиника № 1 многопрофильной больницы (г. Северодонецк) – три медальона;
Дом техники (г.Лисичанск) – лепнина;
Городской парк (г.Северодонецк) – все статуи, фонтаны и колоннада на входе;
Все архитектурные украшения на домах по бульвару Дружбы Народов, г. Северодонецка;
Городской театр (г.Северодонецк) – лепнина, фонтаны, фонари;
Семь скульптур («Забойщик», «Забойщик за работой», «Саночник», «Саночник за работой», «Крепильщик», «Грузчик», «Кузнец») – переданы на хранение в Лисичанский краеведческий музей