Преподавание – это постоянное саморазвитие. Мнение молодого педагога

Жизнь любого высшего учебного заведения бурлит всегда. И во главе кипения постоянно находятся преподаватели. Те кто проводят с нами долгих 5 лет учебы, передают свои знания и умения, вдохновляют на дальнейшую трудовую деятельность. С них мы берем пример, по их стопам идем, и на них равняемся. Вдвойне приятно когда такой преподаватель молодой, и может быть для студентов не только наставником, но и другом. Один из таких педагогов – Сергей Шабрацкий - работает старшим преподавателем кафедры машиностроения и прикладной механики Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. Сегодня он рассказал нам о научной и преподавательской жизни, детских мечтах, отношениях студентов и преподавателей, коммуникации со студентами во время карантина, условиях поступления и дальнейших планах ВУЗа.

Расскажите о себе? Как давно преподаете и как стали преподавателем?

В Восточноукраинском университете я работаю уже 2 года. Честно признаюсь, шел к этому долго, сначала 5 лет учился в университете в Рубежном, потом 4 года аспирантуры в Сумском государственном университете, получил степень кандидата технических наук, год отслужил в армии, и в итоге оказался здесь. Преподавать хотел с детства. Чувствовал, что это мое. Во-первых, мне нравится учиться самому, чему-то учить других, а по другому на этой должности нельзя. Преподавание – это постоянное саморазвитие. Во-вторых, эта работа предполагает постоянное общение с молодежью. Это всегда интересно знать чем живет и интересуется молодое поколение. Плюс ко всему, здесь нужно работать головой, а не руками. Да и вообще я потомственный педагог, мой отец тоже преподает.

А вообще после аспирантуры какие есть перспективы у молодых людей?

Все, кто идет учиться в аспирантуру , уже заведомо связывают себя с научной деятельностью. Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ну а так, конечно, можно работать на любом предприятии, в любой организации. Кандидаты наук ценятся и у нас в Северодонецке, на предприятиях города даже идет доплата за ученую степень.

А сама учеба в аспирантуре сложная?

Аспирантура – система подготовки, с одной стороны, ученых-исследователей, с другой – педагогов для системы высшего профессионального образования. Окончив аспирантуру и защитив кандидатскую диссертацию, выпускник получает ученую степень, которая дает ему право на звание доцента или даже профессора на кафедре ВУЗа. У магистратуры задачи похожие: там студенты тоже получают углубленные знания по своему направлению, и в конце защищают магистерскую. Получив соответствующую степень, выпускник может работать педагогом в вузе, но лишь в качестве старшего преподавателя или ассистента. Диплом бакалавра такого права не дает. Аспиранты проходят более углубленную подготовку, чем магистры. Выражается это как минимум в том, что первые учатся дольше. Образовательные процессы, конечно, имеют много общего: студенты посещают лекции и семинары, сдают промежуточные экзамены, проходят педагогическую практику при кафедре и активно работают над диссертацией при поддержке со стороны научного руководителя. Кроме того, для каждого аспиранта составляется индивидуальный план обучения, тогда как в магистратуре программа едина для всех. У аспирантов, конечно, тоже есть общая программа занятий, но она служит лишь частью индивидуального плана, где много времени отводится самостоятельным научным исследованиям. В ходе обучения аспирант должен выпустить определенное количество научных статей. Магистр тоже может публиковаться, и это впоследствии станет его преимуществом при поступлении в аспирантуру, особенно при большом конкурсе. Но подобной обязанности у него нет.

Немного секретов. Расскажите, какие подходы вы используете в работе со студентами? Может быть у вас есть какой-то свой метод преподавания?

Я стараюсь быть на одной волне со студентами. Пытаться понять их проблемы. На занятиях всегда стараюсь держать обстановку расслабленной. По моим личным наблюдениям, чем более расслабленная обстановка на занятиях, тем собранней студенты. У студентов есть немного времени на отдых, поэтому потом они легко включаются в работу.

А во время карантина получалось наладить коммуникацию со студентами?

Дистанционное обучение – это, конечно, тяжеловато. Особенно преподавателям более старшего возраста. Тем, кто помоложе, конечно легче. Главная сложность – отсутствие прямого контакта. Дистанционное обучение хорошо, когда расстояние измеряется в сотнях и тысячах километров. А когда все студенты буквально находятся на расстоянии вытянутой руки получается не очень удобно. Но, как и во всем, есть и свои плюсы. Такое обучение позволяет научиться более лаконично формулировать мысли и четко доносить то, что хочешь получить от студента. Чтобы общаться со студентами, приходилось много писать, а это нужно делать кратко и понятно, чтобы не загромождать переписку различными поправками и разъяснениями. Все задания размещались на платформе Moodle, которая как раз и предназначена для дистанционного обучения в нашем университете. Студенты заходили в личный кабинет, выполняли задания и наши указания. Если были какие-то неясности и дополнительные вопросы, то начинали общаться через электронную почту, социальные сети или общались в телефонном режиме. Задействовали буквально все.

А подход студентов к учебе во время карантина изменился? Стали серьезнее относиться или наоборот?

Я особой разницы не почувствовал. Те, кто ходили на учебу и добросовестно выполняли все задания при дневном обучении, также относились и к дистанционной форме. А те, кто безответственно вел себя, стали более несобранными.

А сейчас, в летний период, когда студенты на каникулах, чем занимаетесь?

В основном научной работой, готовлю различные статьи и тезисы. Занимаюсь также методической работой, и продумываю новые планы и подходы на новый учебный год. Время пролетит быстро.

Расскажите, когда начинается вступительная кампания, и как нужно готовиться, что поступить к вам в ВУЗ?

Сейчас пока идет сдача ЗНО, так что сейчас самое главное не ошибиться с выбором предметов, которые необходимы для поступления на ту или иную специальность. С начала августа начнется вступительная кампания, и мы начнем принимать заявления на поступление.

Сроки подачи заявлений отличаются для разных категорий абитуриентов, потому, что к нам поступают на основе полного среднего образования, с дипломом младшего специалиста, и с дипломом бакалавра, для тех, кто хочет получить степень магистра. До конца августа большая часть студентов должна уже быть зачислена. Но, в связи с карантином, все еще может поменяться. Документы можно будет отправить по почте, а оригиналы привезти уже во время учебного процесса.

А предусмотрены какие то льготы для детей-переселенцев?

Да, работает образовательный центр «Донбасс - Украина» и «Крым - Украина» Абитуриенты с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, а также Крыма могут до 23 октября поступать без внешнего независимого оценивания в наш вуз. Для участия в конкурсе на бюджетные места нужно подать заявление и заполнить образовательную декларацию. С подробной информацией как это сделать можно ознакомиться на сайте университета.

Возможность поступить на бюджет имеют также дети-сироты и люди с особыми потребностями.

В этом году Восточноукраинскому университету имени Даля исполняется 100 лет. Так, как весной, в связи с карантином никаких мероприятий не проходило, планируете что-то в начале учебного года?

Конечно, планируется большой концерт. Помимо этого будут проводиться различные конференции и заседания, посвященные 100-летию. Уже проводились дни открытых дверей. А так, при хорошей эпидемиологической обстановке, будем работать в обычном режиме. Посещать различные мероприятия, форумы, студенческие конкурсы научных работ. Будет много культурных мероприятий. Как видите, ВУЗ живет, процветает и готовится достойно отметить юбилей.

В чем преимущество ВНУ им. Даля перед другими университетами и почему студенты Луганской области должны приходить учиться именно к вам на факультет?

Факультет инженерии заточен, в первую очередь под наш регион, и собственно говоря, под предприятия, которые здесь находятся. Поэтому освоив какую-либо специальность факультета, можно беспрепятственно работать на Луганщине. Да и сама учеба, по сути, проходит дома. Здесь целая группа поддержки: родители, друзья и знакомые. Специалисты с дипломом ВНУ пользуются спросом, в частности, на рубежанском заводе «Заря». 25 июня проходила защита дипломных проектов на заводе, защищались три представителя факультета. «Заря» очень часто проводит дни открытых дверей и круглые столы для студентов ВУЗа, то есть сотрудничает с нашим факультетом очень тесно.